Джерело: https://finance.tut.by
24 октября 2020 в 6:00
«Попытки сделать хорошую мину при плохой игре». Почему могли отменить провластные митинги в Минске
Провластные митинги, которые планировали провести в Минске в эти выходные и массово свезти на них людей из регионов, отменили. Рассказываем коротко, как по всей стране готовились к митингам, а также приводим мнения, почему в итоге все отменили.
Как готовились к провластным митингам в Минске, а потом отменили
Читатели еще на минувшей неделе стали сообщать, что бюджетников могут собрать на провластные митинги в Минске 17 и 18 октября и (или) 24 и 25 октября. При этом бюджетникам и работникам предприятий, которые соглашались на поездку, не говорили, в какой конкретно день он пройдет. Просили «сидеть на чемоданах», если потребуется, то дадут отмашку.
В минувшие выходные — 17 и 18 октября — ехать в столицу на провластные митинги в итоге не пришлось. Но уже в среду на этой неделе стало известно, что власти активно созывают в столицу людей из регионов на 25 октября. Участников митинга намеревались свозить автобусами и спецпоездами. Людей собирали со всей страны, на отдельных предприятиях это происходило с особым трудом, работники активно отказывались от поездки. В некоторых организациях и на предприятиях обещали премию или отгулы, а кому-то угрожали увольнением, непродлением контракта или лишением все той же премии при отказе.
Мероприятие было запланировано на 14.00 25 октября. Одна из основных точек сбора — стела, от нее люди должны были пройти в сторону проспекта Независимости. На Октябрьской площади планировалось выступление Александра Лукашенко.
В регионах искали тех, кто согласится поехать, и продумывали логистику, для этого проводили в том числе селекторные совещания. В столице занимались подготовкой выездной торговли, начали устанавливать оборудование на основных площадках — на Октябрьской площади, у стелы, на площади Независимости. Тем временем в Федерации профсоюзов заявили, что это именно они вместе с другими общественными организациями подали заявку на митинги.
Но в пятницу утром стало известно, что митинги — как воскресный, так и субботний, на который созывали столичных бюджетников и работников предприятий — отменяются. Среди причин, по версии Александра Лукашенко, — распространение коронавируса, опасность большого скопления людей, а премьера Романа Головченко — вероятность транспортного коллапса.
Федерация профсоюзов, которая подавала заявку на митинг, в пятницу не комментировала отмену. А, к примеру, в Белорусском союзе женщин, который назывался до этого в числе тех, кто также подавал заявку на митинг, заявили, что не занимаются его подготовкой. В «Белой Руси» ситуацию также не прокомментировали.
Для многих отмена митингов стала неожиданностью, ведь подготовка и сборы активно велись. В итоге в отдельных организациях и городах, районах «отбой» на поездку дали ближе к вечеру. При этом в пятницу еще в районе обеда, несмотря на отмену митингов, обсуждался вариант, чтобы устроить в воскресенье шествие — от Площади победы до Октябрьской площади — представителей силовых ведомств, в том числе пенсионеров, и войсковых частей. Но в течение дня от этой идеи, по всей видимости, отказались.
Почему могли отменить провластные митинги?
Директор по исследованиям Центра EAST Андрей Елисеев, комментируя заявление Александра Лукашенко, что митинг отменили в том числе из-за COVID-19, отметил:
— Что касается коронавируса, то это никогда и ни в чем не останавливало власти.
По его мнению, реальных причин отмены может быть две.
— Это сложности с набором мифических 200 тысяч (да хотя бы 20 тысяч) человек для участия в митинге и вывод коллегии российских и белорусских спецслужб о том, что любые серьезные провокации на данном этапе скорее подожгут движение сопротивления, чем потушат его, — отметил на своей странице в фейсбуке Андрей Елисеев.
Аналитик Александр Класковский считает, что «все эти ссылки на ковид, коллапс и угрозу теракта выглядят неуклюжими попытками сделать хорошую мину при плохой игре».
— Прежде всего, много симптомов того, что испытанная добровольно-принудительная метода обеспечения массовости на казенных мероприятиях стала сбоить. В последние дни СМИ получили много сообщений, что люди, которых тянули на митинг «за батьку», увиливают или отказываются открытым текстом. Правда, высокое начальство рисует ситуацию с точностью до наоборот: мол, желающих оказалось так много, что мы за голову схватились и не захотели устраивать вавилонское столпотворение, парализовать транспортное сообщение.
— Видя, что слишком многие отбояриваются от задуманного действа, начальники могли прикинуть, что на акции «за батьку» окажется заметно меньше народу, чем на альтернативном марше. А это провал и позор.
Эксперт отмечает, что «у властей еще есть ресурс, чтобы мобилизовать какое-то количество сторонников».
— Но мне такие картинки (особенно когда проходил провластный марш военных пенсионеров) напоминают сказку про Урфина Джюса и его деревянных солдат. Если кто забыл, напомню: в конце концов у злого Урфина закончился волшебный порошок для оживления своих солдат, он с позором проиграл сражение и был взят в плен, — отмечает Александр Класковский. — Наша жизнь, конечно, не сказка, и пока не видно, как и когда разрешится белорусский политический кризис. Но отмена официозного митинга выглядит еще одной моральной победой сторонников перемен. Власти нервничают, суетятся, выдают свою неуверенность. Это может означать, что система Лукашенко все больше разлаживается.
Основатель портала «Сильные новости» Петр Кузнецов полагает, что «у внезапной отмены митинга в поддержку Лукашенко в Минске, назначенного на воскресенье, не может быть никаких других причин и объяснений, кроме боязни властей, что мероприятие приведёт к развязке «а-ля Чаушеску».
— Никакие конспирологические теории о том, что на решение мог как-то повлиять вчерашний приезд Нарышкина, тут не работают. Отмена создает такое ощущение слабости властей, что решиться на такое они могли только под влиянием неких внутренних и очень опасных и сильных факторов. Решив свезти из каждого региона по 10?20 тысяч лояльных и начав это реализовывать, власть запустила самый глубокий мониторинг общественного мнения в народе, в трудовых коллективах, на заводах и в учреждениях. Полученный результат, судя по всему, свёлся к вердикту, давно очевидному почти для всех: реально опереться режиму, кроме как на силовиков, не на кого.
Директор Центра европейских исследований, руководитель проекта ECLAB Александр Адамянц также считает, что у властей не большой выбор, на кого они могут положиться.
— Это ещё одно свидетельство уровня поддержки власти в обществе. Она настолько мала, что даже весь админ ресурс не способен мобилизовать крепостных бюджетников для приличной картинки, — отмечает Александр Адамянц на своей странице в фейсбуке. — Это показывает, что белорусское общество не только не расколото (есть и такое мнение несмотря на все факты), но, напротив, оно едино в своём требовании по отношению к власти, — отмечает Александр Адамянц. — Власти не на кого опереться, кроме своих штыков и условной поддержки Путина. В обществе не осталось ни одной социальной группы, где она имела бы большинство. Угрозы уже не действуют, а подкупить людей нечем.
Александр Адамянц считает, что «надо полагать, организаторам стало понятно, что «грандиозность» обеспечить не удастся и репутационные потери от проведения будут больше, чем от отмены».
Политолог, старший аналитик Центра европейской трансформации Андрей Егоров среди прочего полагает, что «власти все-таки опасались, что это мероприятие может быть использовано протестующими в своих целях».
— Многие стали писать, а почему бы нам просто туда не прийти и не включить всю эту толпу в массу протестующих, — заявил Андрей Егоров «Солидарности».